"Национальное законодательство хотят реформатировать и "нагреваемый табак" назвать не "табак", а "никотинсодержащее изделие", чтобы потом говорить, что это менее вредный продукт", - считает лидер Коалиции Джамиля Садыкова.
Недавно на сайте Национальной коалиции "За Казахстан, свободный от табачного дыма" появилось сообщение о попытках аннулировать запрет вейпов, который был введен в республике около года назад, передает NUR.KZ.
Мы обратились к председателю Коалиции Джамиле Садыковой, чтобы выяснить, возможна ли отмена запрета этой опасной для молодежи продукции, и кому, по ее мнению, это выгодно.
— Джамиля, какова вероятность того, что запрет вейпов действительно отменят?
— Конечно, вероятность существует всегда, потому что мы имеем дело с очень большой индустрией, подпитываемой финансированием со стороны табачной отрасли, которая представлена в Казахстане минимум тремя производителями. Кроме того, мне известно об инициативах некоторых депутатов мажилиса, которые, скажем так, агрессивно отнеслись к идее запрета еще на стадии обсуждения.
— А кто, на ваш взгляд, продвигает эту идею, и кто за ней стоит, какой у них план действий?
— Мне периодически сообщают, что в мажилисе есть как отдельные депутаты, так и целые группы, выступающие против запрета. В основном, они имеют бизнес-бэкграунд, среди них есть и миллионеры, и известные личности. Их позиция — не запрещать, а регулировать.
Самое главное, их "подпитывают" табачные компании, которые имеют несколько дочерних структур и производят нагреваемый табак и вейпы. Поэтому я уверена: через какое-то время атака состоится, потому что вейпы — это один из эффективных способов вернуть никотиновую зависимость среди детей и подростков.
— На чью поддержку вы рассчитываете?
— В первую очередь, это Министерство здравоохранения, которое будет бороться до конца. Помимо того, это депутаты.
— А как вы предполагаете, кто из госорганов склонен к отмене запрета?
— Экспертный совет при Министерстве экономики, который ранее рассматривал все анализы регуляторного воздействия, потому как в его составе могут быть люди, получающие финансирование от табачной индустрии, и пройти через "сито" этого совета было очень тяжело.
Когда наши партнеры и соратники стали возмущаться столь откровенным лоббизмом, пришлось требовать рассмотрение анализа регуляторного воздействия на уровне вице-министра. В результате запрет был поддержан.
— Кто является разработчиком протабачного технического регламента на никотиновую продукцию?
— Это целый консорциум. В разработке участвуют: Министерство экономики Армении, а также все существующие табачные компании, ЕЭК и Таможенный союз. Они напирают на то, чтобы вывести из-под регулирования нагреваемый табак, который в национальном законодательстве регулируется как сигареты. Его хотят реформатировать и назвать не "табак", а "никотиносодержащее изделие", чтобы потом уверять, что это менее вредный продукт. Речь идет о целых консорциумах больших транснациональных компаний. Технический регламент на никотиносодержащую продукцию — это их единственный спасительный билет.
Стоит отметить, что Министерства здравоохранения таких стран, как Кыргызстан, Казахстан, Армения и Россия говорят о том, что этот техрегламент не нужен, потому что через него табачная индустрия пытается аннулировать запрет на снюсы и вейпы.