В ходе
В период с июля по ноябрь
Первое исследование проводилось по методике «Тайный посетитель» среди более 2 000 объектов по городу Алматы, по итогам посещения которых, наблюдателями заполнялись заранее утвержденные анкеты.
Второе исследование проводилось агентством «BRIF Research Group» по международной методике GATS с охватом 2 300 взрослых алматинцев старше 15 лет под контролем международных экспертов ВОЗ и CDC.
В итоге два полномасштабных исследования выявили не менее масштабную картину распространения курения табака в Алматы.
Так, в 66% всех кафе, баров, ресторанов, караоке, ночных
В 26% заведений «встречают» своих клиентов пепельницами на столах.
В 16,4% пунктах общественного питания открыто предлагают курить кальян;
И только 9% заведений открыто предлагают кальян в меню, остальные предпочитают договариваться напрямую с клиентами «по специальному заказу» и на «особых условиях» в VIP залах;
Только 22% заведений имеют таблички о запрете курения внутри помещения и только 5,6% имеют такие знаки на входе;
При этом 12,4% заведений рекламируют различные бренды и новинки табачных изделий даже в туалетах, так называемые «промобоксы» с подсветкой, которые в основном (70%) размещают на барах.
Также исследования выявили, что только 49% объектов размещают знак о запрете продажи сигарет несовершеннолетним, полученный от производителей табачной продукции. За 12 лет, прошедших с момента принятия закона, лишь половина торговых точек обзавелась знаком, запрещающим продажу сигарет несовершеннолетним.
Было выявлено 5 фактов продажи табачных изделий несовершеннолетним и 8 фактов, когда продавцами сигарет являлись несовершеннолетние(!).
Лишь 2% торговых точек имеют предупреждения о вреде курения, которые должны демонстрироваться в непосредственной близости от лотков с сигаретами;
Объекты торговли буквально увешаны рекламой сигаретных новинок в 92,5%;
При этом 92% табачной продукции продаются в новой упаковке, с графическими предупреждениями о вреде курения на пачках сигарет.
В Алматы курит 31% взрослого населения от 15 лет и старше, из которых 28% курят ежедневно, среди них 44% мужчин и 14% женщин. Кроме того, ежедневный курильщик выкуривает в среднем по 15 сигарет в день;
При увеличении стоимости регулярной марки сигарет до 750 тенге за пачку, 78% курильщиков планируют отказаться от покупки своей регулярной марки. Наиболее чувствительны к данной стоимости курящие в возрасте от 15 до 24 лет, среди них 84% планируют отказаться от покупки своей регулярной марки;
Интересно, что врачи редко советуют пациентам бросить курить. Лишь 21% из всех, кто обращался к врачу, получили рекомендацию бросить курить. Среди людей в возрасте от 15 до 24 лет этот процент еще ниже всего 13%.
Запрет курения внутри закрытых общественных помещений поддерживает 92% алматинцев. Еще 81% алматинцев поддерживает запрет курения в открытых общественных местах;
Страшные картинки действуют, так как 68% курящих считают, что изображения на пачках сигарет реализуемых в Казахстане влияют на желание бросить курить или не начинать курить никогда.
--
НК ТЕМЕКICIЗ