Сделать домашней|Добавить в избранное
 

 

 
» Представители ВОЗ предложили помощь Правительству Казахстана в антитабачной борьбе
Предлагаем вашему вниманию информационный сайт Национальной Коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма». Коалиция была создана 27 октября 2004 года с целью формирования стратегии борьбы с табакокурением в Казахстане, снижения негативных последствий для здоровья населения и социально-экономического ущерба, связанных с потреблением табака. На данный момент Коалиция объединяет 739 юридических лиц и 57.458 физических лиц
на правах рекламы

Представители ВОЗ предложили помощь Правительству Казахстана в антитабачной борьбе

Автор: fenix от 31-05-2022, 22:04

Курение – одна из самых значительных угроз здоровью человека.

Представители ВОЗ предложили помощь Правительству Казахстана в антитабачной борьбе
Фото Радмира Фахрутдинова.

По данным ВОЗ, ежегодно употребление табака приводит почти к 8 миллионам случаев смерти, из которых более 7 миллионов происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 1,2 миллиона – среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма, передает Liter.kz.

Казахстан в 2006 году ратифицировал Рамочную конвенцию Всемирной организации здоровья (ВОЗ) по борьбе против табака. По данным Минздрава РК, сегодня свыше 70% граждан поддерживают запреты на курение и меры по созданию среды, свободной от табачного дыма.

Руководитель секретариата Рамочной конвенции ВОЗ доктор Адриана Бланко Маркизо и глава отдела, возглавляющий группу ВОЗ "Без табака", доктор Винейак Мохан Прасад в ходе своего первого визита в РК встретились с журналистами.

– Какова цель вашего визита в Казахстан?

Адриана Бланко Маркизо: Мы приехали сюда для того, чтобы оказать поддержку Правительству РК по реализации положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, особенно всех, что касаются аспектов борьбы с новыми и вновь появляющимися видами табачных изделий.

Мы встречались с государственными органами, чиновниками, в целом нас выслушали очень внимательно, все наши комментарии. Мы увидели, что госорганы действительно заинтересованы в том, чтобы защищать здоровье населения, и они будут рассматривать внимательно все нормативно-правовые акты и все регулирование, которое будет разрабатываться в этом отношении, для того чтобы достичь цели – защиты здоровья населения.

Винейак Мохан Прасад: Мы предложили свою помощь Правительству РК, чтобы мы представили более подробный анализ опыта других стран в этом отношении для того, чтобы Правительство Казахстана использовало наш анализ, нашу информацию в своих обсуждениях при принятии решений, особенно в Парламенте, когда будут приниматься решения по разным аспектам законодательства в отношении налогообложения.

 Каково отношение ВОЗ к табачной индустрии, и считает ли организация эту индустрию крупным инвестором для экономики той или иной страны?

Адриана Бланко Маркизо: Я отвечу со стороны Рамочной конвенции по борьбе против табака, в конвенции есть статья, в которой конкретно говорится и цитируется рекомендация, что, когда разрабатывается государственная политика в области борьбы с табаком, нужно быть защищенным от корыстных интересов табачной индустрии, чтобы она их не продвигала. Что это означает?

Правительство должно выслушивать точку зрения всех, в том числе промышленности и индустрии, включая табачную. Правительство должно выслушивать, но при принятии решения и  разработке мер политики эта точка зрения учитывается, но не влияет на решение.

То есть Правительство может встречаться с представителями табачной индустрии, выслушивать их точку зрения, но табачная индустрия, допустим, не участвует в рабочей группе по разработке законопроекта какого-то, особенно если это касается этой индустрии и вопросов налогообложения товаров, которые производит эта индустрия.

Винейак Мохан Прасад: ВОЗ на самом деле не рассматривает эту индустрию как своего законного партнера, и мы считаем, что это незаконный партнер и Правительства, и для нас. Индустрия отвечает за нагрузку на экономику страны, на здоровье населения, за то, что наносится вред окружающей среде. Сегодня мы будем отмечать Всемирный день борьбы с табаком, и если посмотреть, что делает табачная индустрия с точки зрения окружающей среды, они загрязняют ее, фильтры сигарет содержат микропластик, который является самой распространенной формой загрязнения пластиком в мире. При производстве исчезают какие-то водные источники, меньше становится лесов, даже с точки зрения защиты окружающей среды мы не можем рассматривать индустрию как нашего партнера. Также наносится экономический вред, скажем так, в табачной индустрии нет никакой выгоды на самом деле.

 Какие меры надо принять с точки зрения экономики, чтобы обуздать табакокурение, уменьшить его объемы, меры именно экономического характера для производителей табака?

Адриана Бланко Маркизо: В конвенции есть соответствующая статья, которая как раз говорит о мерах, связанных с ценообразованием, ценами на табачную продукцию. В этой статье прописывается, какие налоговые и ценовые опции можно принять в отношении табачной продукции. Согласно этой статьи конвенции от всех сторон требуется, чтобы вся табачная продукция облагалась налогами и повышались цены на табачную продукцию таким образом, чтобы она стала менее доступной для потребителей. Допустим, в этих руководящих принципах по реализации конкретно говорится, что если принимаются меры налогообложения в отношении табачной продукции, то вся эта продукция, независимо от формы и вида, должна облагаться одинаково.

Также предложение в этом руководстве для сторон конвенции, чтобы система налогообложения табачной продукции была как можно проще, чтобы достичь цели – повышение налогов, повышение цены на такую продукцию.

Винейак Мохан Прасад: Нужно облагать налогами и сами девайсы, неважно, это электронная сигарета или это устройство для изделия из нагреваемого табака. Эти устройства тоже надо обязательно облагать налогом, чтобы сделать их дороже, да и чтобы дети не могли их покупать и использовать.

 Каковы примеры лучших стран в отношении налогообложения, что они делают?

Винейак Мохан Прасад: ВОЗ рекомендует, чтобы доля налога в стоимости табачных изделий была  минимум 70%. Некоторые страны поднимают эту долю налога в стоимости сигарет или табачных изделий до 83-85%, поэтому здесь нет предела, поднимать можно до какого угодно уровня, но минимальный уровень – это 70%. Мы сейчас говорим об акцизном налоге, это не НДС, это не таможенный сбор, это отдельно, то есть именно только акцизный налог должен составлять 70% от продажной цены табачного изделия.

Есть много разных стран, где есть хорошие примеры повышения налогов. Допустим, Великобритания, у них достаточно высокий налог на табачную продукцию, и они последовательно в течение определенного периода повышали уровень своих налогов. Другие интересные примеры: Австралия, Сингапур, если взять страны, которые находятся поближе к этому региону, – это Украина, Молдова, Грузия и Турция, там достаточно высокие налоги. Нет ограничений, лимитов для повышения акцизов или налогов.

Еще один аргумент, который часто приводится в противовес, что повышение налогов может приводить к незаконному обороту, росту контрабанды, не находит своего подтверждения на практике, потому что те страны, которые мы упомянули, и ряд других стран благодаря повышению ставок акцизов и налогов смогли добиться достаточно высокого уровня поступлений в бюджет. И эти средства в дальнейшем использовать на различные цели государства, в частности, развитие, охрану здоровья и другие программы.

– Что вы думаете о наших ставках, которые рассматривает Правительство и Парламент Казахстана. Насколько известно, есть предложения считать сигареты поштучно и акцизы на нагреваемый табак считать по килограммам?

Адриана Бланко Маркизо: Если говорить о рекомендациях, каким образом и от каких единиц отталкиваться при налогообложении, наша рекомендация такова: независимо от того, какое это табачное изделие, подход должен быть одинаковым ко всем. Почему? Потому что в изделиях из нагреваемого табака чистый вес табака ниже, чем в обычной сигарете, и тем самым снижается сумма налогов, которые можно получить. Наша позиция, подчеркну, такова, что должны быть единая система, единые ставки и методология к налогообложению любых видов табачных изделий.

– Наши чиновники согласны с таким подходом?

Адриана Бланко Маркизо: На встречах чиновники говорили о том, что вернутся к данному вопросу, тем не менее суверенное право каждого государства – принимать те решения, которые оно считает нужным. Но в целом наши аргументы и наше обоснование были услышаны. Также необходимо следовать положениям Рамочной конвенции и действовать в интересах здоровья в первую очередь.

– Есть мнение, что изделия из нагреваемого табака не так вредны.

Винейак Мохан Прасад: Неправильно подходить к этому вопросу и сравнивать, что более вредно, что менее. Как доктор, Адриана сказала: любые табачные изделия, будь то традиционные сигареты или изделия из нагреваемого табака, они в равной мере абсолютно все вредны.

В равной степени, как и сигареты, изделия из нагреваемого табака приводят и к неинфекционным заболеваниям, к сердечно-сосудистым, онкологическим, заболеваниям дыхательной системы. То есть они абсолютно все вредны, абсолютно все представляют риск. Если говорить о длительных последствиях пользования новыми изделиями, это та сфера, которую нам еще предстоит более детально изучать с течением времени.

Адриана Бланко Маркизо: На самом деле, когда пытаются сравнивать, как будто мы одну проблему в сторону отставляем, но тут же пытаемся бороться с другой проблемой. Реальность пока такова, что токсические вещества, которые содержатся в изделиях из нагреваемого табака, оказывают не меньший вред, чем традиционные изделия.

Снижение воздействия не означает снижения риска и не означает, что вреда стало мало. Нет безопасного уровня содержания тех или иных веществ. Тот или иной объем канцерогенов, даже если он минимален, он все равно канцероген и будет все равно вызывать заболевания. Если мы говорим о безопасном уровне, то это только нулевой.

Когда производители выпускают что-то новое, они говорят, что это более безопасный продукт – сначала они предложили сигареты с фильтром, при этом говорили: если вас беспокоит ваше здоровье, то вот вам фильтр, который защитит вас. Однако оказалось, что это не так. Затем они нашли, по их мнению, более безопасные решения – пористые фильтры.

Есть такая поговорка: "Если меня одурачили однажды, это ваша вина, если меня удалось одурачить дважды, здесь мне нужно подумать о своей вине".

Винейак Мохан Прасад: Это не решение, не выход для тех, кто хочет реально бросить курить. Изделия из нагреваемого табака не помогают бросить курить! И поэтому всегда нужно помнить, что цель табачной индустрии – расширить охват пользователей тех изделий, которые они производят, и повысить охват никотинозависимых людей.

Есть исследования, которые показывают, что люди, которые хотели перейти на новые табачные изделия, на самом деле 60-70% из них становятся двойными пользователями. То есть они продолжают курить обычные сигареты, где разрешено, и в то же время электронные, где нельзя обычные. И это еще более вредно.

– В рамочной конвенции есть статья 5.3, как она выполняется и что означает?

Адриана Бланко Маркизо: Статья 5.3 очень важна, страны-участницы нам отчитываются перед каждой встречей конференции-сторон по реализации конвенции у себя в странах. И они отмечали в своих отчетах, что основное препятствие для реализации Рамочной конвенции по борьбе с табаком было, есть и останется, наверное, в будущем – это вмешательство табачной индустрии. То есть эта индустрия мешает реализации этой Рамочной конвенции. Эта статья говорит о том, что при разработке мер политики, касающейся общественного здоровья, эта процедура должна быть защищена как можно сильнее от корыстных интересов табачной индустрии.

Еще в положениях говорится о том, что у Правительства нет мандата вступать в партнерские отношения с табачной индустрией, потому что признается конфликт интересов между общественным здравоохранением и табачной индустрией.

Иногда табачная индустрия настаивает на том, что у них корпоративная, социальная ответственность, они работают по этим принципам, продвигают себя как ответственные граждане и компании страны. Но на самом деле они делают это для того, чтобы поддержать свой имидж, и поэтому конфликт интересов остается. Поэтому Правительство ни в коем случае при разработке каких-то мер регулирования не должно давать каких-то преференций табачной индустрии.

– Какие страны наиболее успешно реализовали статью 5.3?

Адриана Бланко Маркизо: На самом деле пока еще полностью не реализована эта статья. Есть страны, которые более продвинуты в реализации положений этой статьи, допустим, Уганда наиболее продвинута. То есть они больше всего положений этой статьи реализовали в своем собственном законодательстве.

Допустим, из стран Северной и Южной Америки, может быть, Гайана и Суринам, они тоже продвинулись в реализации этой статьи. Страны в начале пути реализации этих требований и положений статьи.

Винейак Мохан Прасад: Мы все должны помнить, в том числе в Казахстане, что табакокурение – одна из основных причин смертности от заболеваний. Также табакокурение – одна из причин ранних смертей. Мы должны работать и со старшим, и с  молодым поколением для того, чтобы снизить уровень курения. И в целом общество должно сказать: "Нет табаку!".

Раушан ДЖАПАРОВА, Нур-Султан.

скачать dle 10.3фильмы онлайн hd
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:



Оставить комментарий