ПУБЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
25 сентября 2020 года
Премьер министру
Республики Казахстан
А. Мамину
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Лидер национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» (далее - Коалиция) Садыкова Джамиля и общественный деятель Кайрат Кудайберген выражает Вам свою крайнюю озабоченность про-табачными инициативами Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан (далее - Комитет)
Как нам стало известно из ссылки https://www.gov.kz/memleket/entities/mti-ktrm/documents/details/64795?lang=ru на официальном сайте, Комитет внезапно и без особых оснований решил разрабатывать проект Технического регламента «Требования к никотинсодержащей продукции и наполнителям для систем доставки никотина, в том числе безникотиновым» (далее – проект Регламента), приступив к публичным слушаниям.
Вместе тем, Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) письмом от 24.09.2020 дал отрицательное заключение, высказав нецелесообразным разработку национального технического регламента, устанавливающего требования к никотиносодержащей продукции.
Очевидно, что разработка нового проекта Регламента идет в разрез с аналогичным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 февраля 2020 года № 18, где никотиносодержащая продукция УЖЕ внесена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, что в полной мере будет регулировать никотиносодержащие изделия на территории всех стран союза.
Кроме этого, по юридической технике Кодекс выше любого закона и тем более приказов государственных органов, на который идет ссылка в обосновании (Приказ МТИ РК от 23 июля 2020 года № 157-НҚ). Зачем Комитет разрабатывает Регламент, когда 110 статья Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс) уже имеют прямое действие и все страны союза готовятся к разработке соответствующего регламента ЕЭК?
Ответ прост: новый Регламент призван вывести из под регулирования Кодекса (110 статьи) IQOS, GLO и вейпы под предлогом разработки неких технических параметров к ним. Как подтверждение прилагаем письмо национальной индустриальной палаты Казахстана от 21.08.2020, требующих снять разработку приказов МЗ РК во исполнение Кодекса. По мнению табачного лобби приказы госорганов могут блокировать нормы во исполнение положений вышестоящего Кодекса? Придуман новый предлог для нивелирования государственных норм по полному прирваниванию всех видов новых табачных изделий (вейпов, нагреваемого табака), так как к ним уже применяются меры ограничения. В связи с чем, общественность просит Вас рассмотреть:
- исключение нового Регламента из Плана разработки технических регламентов МТИ РК, сняв его с публичных слушаний, поскольку его разработка излишне, нецелесообразна и дублирует разработку аналогичного Регламента ЕЭК;
- включение изделий из нагреваемого табака (IQOS, GLO) в область регулирования уже существующего Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035) от 2014, так как они действительно являются табачными изделиями согласно нормам Кодекса и международной практики.
Просим Вашего личного содействия, в надежде пресечь какие - либо попытки воздействия табачного лобби на эффект анти-табачных норм Кодекса.
с уважением,
Кайрат Кудайберген общественный деятель
Джамиля Садыкова лидер Коалиции